|
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ Школьная библиотека занимает ведущее место в образователь- ном пространстве школы, выполняя не только непосредственно библиотечные функции, но и способствуя развитию информационной грамотности учащихся. За несколько лет работы удалось выстроить целостную систему библиотечных уроков, на которых организуется самостоятельная работа учащихся с текстом, используются различные стратегии, разные формы организации познавательной деятельности учащихся. Целью таких уроков является обучение детей работать с разными источниками информации, отсеивать ненужное, выбирать глав- ное, грамотно выполнять библиографические записи, но, самое главное, привить любовь к книге, сформировать естественную потребность в художественном чтении, развивать читательские вкусы. С целью повышения читательской активности организу- ются литературные игры, литературные праздники, книжкины недели, читательские конференции. В своей работе исхожу из того, что никакая познавательская де- ятельность невозможна без информационной деятельности. В процессе чтения и анализа прочитанного происходит осмыс- ление учащимися учебного материала, формируются базовые мегазнания и общеучебные умения. Таким образом, организуя самостоятельную текстовую деятель- ность школьников, обучая их разнообразным способам работы с информацией, мы учим их учиться, развиваем личностную сферу, способствуем их социальной адаптации. Именно в процессе работы с текстом легче всего смоделировать и все другие компоненты учебной деятельности учащихся, сформировать как структурную, так и содержательную состов- ляющие учебной деятельности в целом. Кроме индивидуальной, повседневной работы с читателями биб- лиотекарю необходимо в течение учебного года проводить биб- лиотечные уроки. Библиотечные уроки нужны, чтобы учащиеся свободно могли ориентироваться в книжном богатстве, умели работать с книгой. Уроки играют большую роль в привлечении ребят к книге, библиотеке, в пробуждении интереса к библиогра- фическим знаниям. В повседневной читательской деятельности дети должны овладевать необходимым минимумом библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков. Они приучаются бережно обращаться с книгой, осмысливать прочитанное, выражать своё отношение к нему, вести простейшую запись о полюбившихся книгах, знакомятся со структурой книги, определяют примерное содержание незнакомого произведения, формируют свой запрос и цель чтения, знакомятся с доступными для их возраста периодическими изданиями. Библиотечные уроки построены с учётом возрастных особеннос- тей учащихся. В них предусмотрено постепенное накопление и углубление учащимися знаний о книге: от общего знакомства с библиотекой – к знанию содержания различных разделов книж- ного фонда (общественно-политическая, художественная, естественно-научная литература, книги по искусству, технике); от элементарной записи о прочитанной книге – к развёрнутому отзыву о ней, конспектированию; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Бывает, что в начальной школе дети обходились домашней библиотекой и теми книгами, которые «доставали» для них родители. Теперь библиотекарь должен сделать всё возможное, чтобы привлечь каждого ребёнка к регулярному посещению библиотеки. Например, для первоклассников наша библиотека проводит два занятия: экскурсию и детальное знакомство со структурой книги. Цель такой экскурсии – привлечь школьников к чтению в библи- отеке. В этот период организую выставки наиболее интересных по содержанию и художественному оформлению детских книг. На выставках использую иллюстрации лучших детских художников. Начинаю экскурсию с вопроса: «Что такое библиотека?» и отвечаю на него: «Книжкин дом, адрес книги». Чтобы показать сколько в нём «жильцов» - провожу ребят по всей библиотеке, чтобы они увидели как много книг в ней хранятся. Знакомлю малышей с тематическим разнообразием изданий: здесь и книги, которые могут рассказать о Родине, о том, как живут и трудятся люди, что происходит в природе, какие звери и птицы населяют землю, и весёлые книги и сказки. Затем показываю будущим читателям, как расставлены книги на полках: слева направо, корешком наружу, по алфавиту фамилий авторов. В заключение экскурсии объясняю детям правила пользования библиотекой: следует бережно обращаться с книгами, возвращать их не позднее установленного срока, не нарушать порядок расстановки книг на полках. Здесь же провожу запись желающих в библиотеку. Следующим занятием является знакомство со структурой книги. Цель его - закрепить у первоклассников знания о структуре книги, предоставить им возможность проявить первые навыки просмотра и сознательного выбора книг в библиотеке. Так же в программу библиотечных уроков для начальных классов можно включить темы по знакомству с первыми энциклопедиями, словарями, справочниками; знакомству с кругом научно-познавательной литературы для младших школьников; с периодическими изданиями, адресованные младшим подросткам. Более подробное, чем в начальных классах, знакомство со структурой книги необходимо читателям среднего и старшего возраста, ибо они всё чаще не только читают книгу, но и работают с ней, и почти каждая книга служит для них источником информации о других. Здесь же рекомендуются занятия по знакомству с книгами по науке и технике; по искусству, а так же занятия по темам: « как читать книгу», «отзыв о книге», «справочная литература». Итак, чтение пронизывает всю учебную деятельность школьника с 1 по 11 классы. Поэтому хочется, чтобы человек читающий стал авторитетен, а книга была не только источником знаний, но и интересным собеседником, была рядом с ребёнком во время обучения, в минуты отдыха, чтобы чтение стало приятным времяпрепровождением для каждого ученика. |
|